Что есть женская сила? Что есть женская природа? Так много об этом сейчас пишется и говорится. А что это такое? Помню, как на консультации одна девочка озадачила меня вопросом: «Любить себя… Как это? Я не знаю, потому что никогда не делала это раньше». Вот и я, какое-то время назад, задала себе аналогичный вопрос: «Женская природа – как это?». Платья, юбки, макияж, маникюр, шоппинг, встречи с подружками и болтовня о женских пустяках? Сначала эти рекомендации из ведических лекций о мужской и женской природе вызывали во мне восторг, но потом я почувствовала внутренний протест. У меня возникало ощущение обмана, подмены. Платье и каблуки – о-о, издалека видно, что ты женщина! А потом я поняла, что вызывало во мне злость, я не видела главного – понимания и принятия своей женской природы и силы, без которых все эти ведические советы рассыпались, словно карточный домик.

Между прочим, мужчины сейчас тоже носят платья, гороскоп одно такого я уже рассматривала, да он еще и женат к тому же:). Но посмотрите на него. Вы чувствуете в нем женскую энергию? Стал ли он женщиной, накрасив ресницы, одев платье и пришив груди? Не стал и никогда не станет…

Также и с женским поведением, помните про бабушкины постулаты о том, как ведет себя в отношениях с мужчиной настоящая женщина? Они замечательные, но им не нужно следовать, ими нужно жить, иначе это просто актерская игра и фальшь. Но чтобы прийти к этому состоянию, женщине необходимо сначала узнать себя, открыть богатства своей женской души.

Как же почувствовать свою женскую энергию, свои истинные женские качества? От мам и от бабушек? К сожалению, не всегда нашим мамам и бабушкам есть, что нам передать, они и сами запутались, кто они, мужчины или женщины, столько тягот выпало на их плечи. К тому же многим из нас до мам нужно еще достучаться сквозь стену детских обид и горечи непонимания (один из вариантов, как это можно сделать, мы рассматривали ранее).

Поэтому, милая моя читательница, выход только один – это разбудить свой врожденный женский инстинкт, свою «Первозданную Женщину», выражаясь словами юнгианского психоаналитика Клариссы Пинкола Эстес, посвятившей более 20 лет изучению глубин женской души через исследование женских архетипов. Вот, что она пишет об этом:

Кларисса Пинкола Эстес «Я называю этот архетип «Первозданной Женщиной» так как именно эти слова: первозданность и женщина образуют llatnar о tocar a la puerta — сказочный стук в дверь глубокой женской души… Когда женщина слышит эти слова, старинная, древняя память просыпается в ней и возвращается к жизни. Это — воспоминание о нашем полном, неоспоримом и окончательном родстве с первобытной женственностью; эта связь могла уже давно стать совершенно непонятной, призрачной от забвения, могла быть погребена под толщей домашнего быта, объявлена вне закона окружающей культурой. Мы могли позабыть Ее имена, мы можем не откликаться на Ее зов, но мы помним Ее всем телом и тоскуем по Ней, мы знаем, что Она принадлежит нам, а мы — Ей.»

Как же нам, современным женщинам, живущим в больших городах, вспомнить о своей врожденной женственности? Через женские архетипы, описанные в сказках, мифах и легендах. Именно в них содержатся указания, ведущие каждую из нас к самопостижению своей женской природы, и что особенно важно, когда наша внутренняя жизнь зашла в тупик.

Так как теория без практики мертва, давайте вместе с психоаналитиком Клариссой Пинкола Эстес посмотрим, как раскрывается женская природа в сказках. Представили себя маленькой девочкой? Хорошо, читаем сказку.

Сказка «Синяя борода»

Сказка Синяя Борода

В обители белых монахинь, далеко в горах, хранится клок бороды. Как он попал в эту обитель, никому не ведомо. Говорят, что монахини похоронили то, что осталось от тела, потому что больше никто не хотел к нему прикасаться. Не известно, зачем монахини сохранили такую реликвию, но это правда. Подруга моей подруги видела ее собственными глазами. Она говорит, что борода синяя, а точнее, цвета индиго. Она такого же синего цвета, как темный лед в озере, как тень в яме ночью. Некогда эта борода украшала лицо человека, слывшего чародеем-неудачником, охочего до женщин великана; прозвали его Синей Бородой.

Говорят, что он посватался к трем сестрам сразу. Но их испугала его борода странного синего оттенка, и, когда он приехал к ним, они спрятались. Стараясь убедить девушек в своей доброте, жених пригласил их на прогулку в лес. Он явился, ведя на поводу лошадей, убранных бубенчиками и алыми лентами, помог сестрам и их матери сесть в седла, и они поскакали в лес. Они весело катались целый день, а их собаки бежали подле и впереди всадников. Потом они остановились под гигантским деревом, и Синяя Борода стал развлекать их рассказами и потчевать изысканными кушаньями.

«Что ж, может быть, этот человек, Синяя Борода, не так уж плох», — подумали сестры.

Они вернулись домой, без умолку болтая о том, как интересно прошел день, как чудно они повеселились. Но вскоре подозрения и страхи двух старших сестер возобновились, и они поклялись больше не встречаться с Синей Бородой. Однако младшая сестра решила: раз человек может быть таким милым, то, наверное, он не так уж плох. Чем больше она убеждала себя в этом, тем менее страшным представлялся ей он сам, да и борода его казалась не такой уж синей.

Поэтому, когда Синяя Борода попросил ее руки, она согласилась. Она как следует обдумала его предложение и решила, что судьба подарила ей в качестве мужа очень утонченного человека. Они поженились и отправились в его замок, стоявший в глубине леса.

Однажды Синяя Борода пришел к молодой жене и сказал:

— Мне придется на некоторое время уехать. Если хочешь, пригласи сюда своих родных. Можешь кататься по лесу, вели поварам устроить пир — делай все, что пожелаешь, все, что твоей душе угодно. Вот тебе связка ключей. Можешь отпереть любую дверь: в кладовые, в сокровищницы — все двери моего замка, только не трогай вот этот маленький ключик с завитушками.

— Хорошо, — ответила она. — Я сделаю все, как ты сказал. Мне это по нраву. Отправляйся в путь, мой милый супруг, не тревожься и возвращайся поскорей.

Итак, он уехал, а она осталась.

Сестры явились ее навестить, а были они, как и все смертные, очень любопытны. Им захотелось узнать, что велел делать хозяин в его отсутствие. Молодая жена с радостью им доложила:

— Он сказал, что мы можем делать все, что захотим, входить в любую комнату, какую пожелаем, кроме одной. Только я не знаю, что это за комната. У меня есть ключ от нее, но не известно, к какой двери он подходит.

Сестры решили устроить игру: выяснить, к какой двери подходит каждый ключ. В замке было три этажа, а в каждом его крыле по сотне комнат. Поскольку на связке было множество ключей, они переходили от двери к двери и очень веселились, открывая одну за другой. За одной дверью оказывалась кладовая с припасами, за другой — сундуки с деньгами. Каждая дверь открывала свой секрет, один занимательнее другого. Наконец, насмотревшись на все чудеса, они добрались до подвала и в конце коридора наткнулись на гладкую стену.

Сестры ломали голову над последним ключом, с завитками наверху: «Может быть, он не подходит ни к одной двери?»

И только они вымолвили эти слова, как из-за угла коридора раздался странный звук: «Ир-р-р-р-р-р». Девушки бросились туда — глядите-ка! — там закрылась маленькая дверца. Они попробовали открыть ее снова, но она оказалась крепко запертой.

— Сестричка, сестричка, давай скорее ключи! Наверняка это та самая дверца, которую открывает загадочный маленький ключик!

Одна из сестер недолго думая вставила ключ в замок и повернула. Замок взвизгнул, дверь распахнулась, но внутри было так темно, что они ничего не увидели.

— Сестричка, сестричка, принеси свечу!

Свечу зажгли, внесли в комнату — и все три девушки разом вскрикнули: на полу была лужа крови, вокруг валялись почерневшие кости трупов, а в углах, как кучи яблок, были сложены черепа.

Сестры захлопнули дверь, дрожащими руками вынули из замка ключ и привалились к стене, тяжело дыша. Боже, Боже милосердный!

Жена Синей Бороды посмотрела на ключ и увидела, что он испачкан кровью. Она в ужасе пыталась вытереть его подолом сорочки, но кровь выступала снова.

— Нет, нет! — закричала она.

Сестры по очереди старались вернуть ключу прежний вид, но кровь не исчезала.

Жена Синей Бороды спрятала ключик в карман и бросилась на кухню. Когда она прибежала туда, ее белое платье было все в красных пятнах, от кармана до самого подола, а с ключа медленно падали капли темно-красной крови.

— Принеси мне скорее конский волос! — велела она повару.

Девушка принялась тереть ключ, но он продолжал кровоточить. Из маленького ключика сочилась чистая красная кровь, капля за каплей.

Она вынесла ключ из дома, набрала в очаге золы и стала чистить ключ. Потом подержала его над огнем, пытаясь обжечь кровь. Прикладывала к нему паутину, чтобы остановить кровь, но ничто не помогало.

— Что же мне делать! — заплакала она. — Ах, знаю! Я спрячу ключик, положу его в шкаф, закрою дверь. Это дурной сон. Все будет хорошо.

Сказано — сделано.

На следующее же утро вернулся ее муж и, войдя в замок, сразу позвал жену.

— Ну, как ты тут поживала без меня?

— Прекрасно, мой господин.

— А как мои кладовые? — прорычал он.

— Прекрасно, мой господин.

— А сокровищницы? — рявкнул он.

— И сокровищницы в полном порядке, мой господин.

— Так все хорошо, женушка?

— Да, все хорошо.

— Что ж, — сказал он тихо, — тогда верни мне скорее мои ключи. Он сразу увидел, что одного ключа не хватает.

— А где же самый маленький ключик?

— Я… я его потеряла. Ну да, потеряла. Я каталась на лошади, связка упала, и, должно быть, один ключ потерялся.

— Что ты им делала, женщина?

— Я… я… не помню.

— Не лги мне! Отвечай, что ты делала этим ключом!

Он потянулся к ее лицу, будто желая потрепать по щеке, но вместо этого крепко схватил ее за волосы.

— Ах ты, обманщица! — рявкнул он и швырнул жену на пол. — Ведь ты побывала в той комнате, не так ли?

Он распахнул ее шкаф — лежавший на верхней полке ключик залил алой кровью все прекрасные шелковые платья, которые там висели.

— Пришел твой черед, голубушка! — крикнул он и потащил ее по коридору в подвал, к той самой ужасной двери. Едва Синяя Борода навел на дверь свой огненный взор, как она распахнулась сама. Там лежали скелеты его прежних жен.

— А теперь… — взревел он. Но его жена вцепилась в дверной косяк и не отпускала.

— Прошу тебя, — взмолилась она, — позволь мне прийти в себя и подготовиться к смерти. Прежде чем отнимешь у меня жизнь, дай мне всего четверть часа, чтобы я могла примириться с Богом.

— Ладно, — бросил он, — у тебя всего четверть часа, поторопись. Девушка кинулась вверх по лестнице в свои покои и послала сестер на башни замка. Она преклонила колени, чтобы помолиться, а сестрам сказала:

— Сестрицы, сестрицы! Поглядите, не едут ли наши братья!

— Ничего не видим, пустынны равнины. Прошло несколько минут, и она снова позвала:

— Сестрицы, сестрицы! Не едут ли наши братья?

— Видим вдали вихрь; может, то пыльная буря!

Тем временем Синяя Борода громовым голосом велел жене спуститься в подвал, намереваясь отрубить ей голову. Она снова позвала:

— Сестрицы, сестрицы! Не едут ли наши братья?

Тут Синяя Борода снова позвал жену и стал с топотом подниматься по ступеням.

— Видим, видим! — закричали сестры. — Наши братья уже здесь, они только что вошли в замок!

Синяя Борода зашагал по коридору к покоям своей жены.

— Я иду за тобой! — заревел он. Его поступь была так тяжела, что каменные стены зашатались и комья известки посыпались из щелей на пол.

Синяя Борода ввалился в комнату жены, протянул руку, чтобы схватить ее, но тут братья проскакали верхом по коридору замка и тоже ворвались в комнату. Они выволокли Синюю Бороду во двор замка и там набросились на него с мечами. Они рубили его и кололи, резали и хлестали. Они повалили Синюю Бороду на землю, прикончили его, а кровавые останки бросили хищным птицам.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым девицам урок…

Без помощи психоналитика нам не разобраться, поэтому давайте посмотрим, как Кларисса Пинкола Эстес объясняет символизм сказочных образов.

Синяя борода – зловещий образ, грозное существо. Все должны знать: на свете есть хищники. Без такого знания женщина может стать жертвой собственной наивности, неопытности или глупости. И вот, Синяя Борода, словно опытный охотник, чует, что младшая дочь им заинтересовалась, то есть желает стать его добычей. Он просит ее руки, и она в порыве юного восторга, являющего собой сочетание каприза, радости, счастья и сексуального любопытства, говорит «да». Какой женщине не знаком этот сценарий?

Девушка вступает на ложный путь – она соглашается на сказочный брак, сулящий ей новый статус. Смотрите, вначале юная супруга побаивалась Синей бороды, но после приятная прогулка по лесу заставила ее пойти наперекор голосу интуиции. В результате она убеждает себя, что Синяя Борода не опасен — просто он чудной, не такой, как все. «Какая глупость! Почему меня так смущает его синяя бороденка?» Ее дикая природа уже учуяла, в чем дело, и знает, что синебородый смертельно опасен, а наивная душа противится этому внутреннему знанию.

Так, наивная женщина постоянно выбирает себе неподходящих партнеров. Где-то в душе она знает, что такой подход бесплоден, что нужно остановиться и найти другие критерии оценки. Нередко она даже знает, что для этого нужно сделать. Но есть нечто притягательное, некое гипнотическое качество, присущее Синей Бороде, которое заставляет ее и дальше поступать по той же заведомо обреченной схеме (эта схема описана брачным домом в ее гороскопе).

Кто должен научить наивную девушку слышать свои внутренние позывы? Конечно, мать. Но в нашей сказке даже мать заодно с противником. Она едет на пикник, «едет прокатиться». Она ни единым словом не предостерегает ни одну из своих дочерей. Усвоенная смолоду наука «быть паинькой» заставляет женщин идти наперекор собственной интуиции. Интересно, что старшие сестры демонстрируют некоторую осознанность — говорят, что Синяя Борода им не понравился, несмотря на то, что занимал и развлекал их. Есть ощущение, что в этой сказке некоторые стороны души, олицетворяемые старшими сестрами, несколько более развиты с точки зрения интуиции.

Итак, происходит роковое бракосочетание, соединение милой наивности и жестокой тьмы. Многие женщины живут точь-в-точь по сказке о Синей Бороде. Выходят замуж юными и наивными, не ведая о хищниках, и выбирают губительного для их жизни человека. Они полны решимости «исцелить» его своей любовью. Они как будто играют в семейную жизнь. Они, можно сказать, твердят одно и то же: «На самом деле его борода не такая уж синяя».

Несбывшиеся женские надеждыВ конце концов женщина, попавшая в такую западню, увидит, как ее надежды обеспечить пристойную жизнь себе и своим детям тают как дым, и тогда она откроет дверь в комнату, где скрыта вся погибель ее жизни — гора трупов ее самых важных мечтаний, целей и надежд. Она находит безжизненные мысли, чувства и желания — когда-то яркие и многообещающие, а теперь обескровленные. Убивая своих «любопытных» жен, Синяя Борода убивает женское творческое начало, тот потенциал, из которого развиваются разнообразные возможности новой, интересной жизни.

Все выше сказанное Кларисса Пинкола Эстес подтверждает убедительной историей из жизни своей пациентки: «Еще одна моя пациентка, интеллигентная и одаренная женщина, рассказала мне о своей бабушке, жившей на Среднем Западе. Вот как та представляла себе по-настоящему приятное времяпрепровождение: сесть на поезд до Чикаго, надеть шляпу с большими полями и прогуливаться по Мичиган-авеню, любуясь витринами и изображая из себя важную даму. Однако судьба распорядилась так, что она вышла замуж за фермера. Они поселились посреди бескрайних полей, и она стала прозябать в своем хорошеньком деревенском домике, хотя и дом был замечательный, и муж, и дети были замечательные. Но теперь у нее уже не было времени на ту «легкомысленную» жизнь, которую она вела раньше: слишком много ребятишек, слишком много женской работы.

Прошли годы, и вот однажды, вымыв полы в кухне и в гостиной, она надела свою лучшую шелковую блузку, застегнула на все пуговицы длинную юбку и пришпилила булавкой шляпу с большими полями. Потом вставила в рот дуло мужниного дробовика и нажала на спуск. Каждая женщина на земле поймет, почему она сначала вымыла полы.

Изголодавшаяся душа может болеть так, что нет больше сил терпеть. Ведь у женщин есть насущная потребность выражать себя в движениях души, женщины должны развиваться и цвести так, как это представляется разумным им самим, и без какого-либо понуждения со стороны. В этом смысле можно сказать, что окровавленный ключ также символизирует предшествующие поколения женщин по материнской линии. Кто из нас не знает хотя бы одной женщины, которую любили и которая утратила инстинкт, позволяющий сделать правильный выбор, и из-за этого вынуждена вести убогую жизнь или того хуже? А может быть, эта женщина — вы сами?»

Каков выход из ситуации? Честно посмотреть на свою жизнь — открыть тайную комнату и мобилизовать все свои силы для решительной схватки с хищником, прибегнув к врожденным женским качествам – интуиции, цепкости, выносливости. До тех пор, пока женщина вынуждена думать, что она бессильна, и (или) по заученной привычке намеренно не замечать многих вещей, будучи уверена, что там все в порядке, женские импульсы и дары ее души продолжают гибнуть.

Я выбрала основные моменты в описании символизма сказочных образов «Синей бороды», более подробное объяснение Вы можете прочитать в книге Клариссы Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях».

Проводим параллели

В статье, посвященной отношениям с женатыми мужчинами, я рассуждала на тему, что мы часто выбираем не тех партнеров, убивая себя, свои таланты, и порой появление любовницы — выход из этого тупика. Чувствуете параллель? «Синяя борода» — не тот ли это мужчина, на отношения с которым женщина соглашается ради материального достатка или обретения социально значимого статуса «замужем»? В другой статье, где я затрагиваю вопросы энергетического обмена между мужчиной и женщиной, содержится тот же самый смысл: мы втягиваемся в отношения с синебородыми и кормим их своей энергией, самым ценным, что есть у нас.

Милые мои девочки, я надеюсь, что после прочтения сказки о Синей бороде Вы теперь точно знаете, что у нас есть врожденная женская интуиция, которая всегда подскажет выход. Если голос интуиции слаб, то ей на помощь приходит астрология. Я не раз убеждалась на консультациях, насколько гороскоп избранника и астрологическая совместимость с ним соответствует внутренним чувствам женщины, в которых она боится себе признаться.

А знаете, я выбрала эту сказку неслучайно. Ведь я сама побывала в таком браке. Могу подписаться личным опытом под каждым словом. И слабый голос интуиции нашептывал, что не мое, но я разрешила себя убедить, что борода не такая уж и синяя. Потом, по прошествии лет, астрологически разобрав ситуацию, я поняла, что выбора у меня не было. Некоторые жизненные ситуации жестко заданы, как говорится, Судьба. Но это далеко не у всех и не всегда:). Так что, девочки, не попадайтесь на уловки Синей бороды!

P.S.
Если Вам понравилось читать сказки вместе со мной и психоаналитиком Клариссой Пинкола Эстес, то мы обязательно продолжим наше сказочное путешествие, чтобы разбудить свою Первозданную Женщину и познать все тайны ее женской души.

Просыпайся, соня:). С добрым утром!